Начало этого этапа приходится на возраст занимающихся 12—13 лет и продолжается до 15—16 лет. Занятия, как правило, проводятся в учебно-тренировочных группах ДЮСШ, СДЮШОР, ШИПС.

Основные цели этапа: обеспечить разностороннюю физическую подготовку, повысить общий уровень функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных навыков и умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства. На стадии базовой подготовки используется широкий круг тренировочных средств, но при их применении учитывается специфика спринтерского бега.

Для воспитания скоростных способностей не следует па этом этапе увлекаться бегом в стандартных условиях с максимальной скоростью. Напротив, большую пользу приносит бег в затрудненных условиях (по лестнице, в гору, по снегу, по песку) в чередовании с бегом в обычных условиях. Весьма эффективно также применение различных упражнений в изменяющихся ситуациях и формах, и в частности эстафетного бега. На этапе начальной специализации наряду с игровыми эстафетами следует начинать обучение и элементам «классической» эстафеты 4х100 м. Следует помнить, что скоростные упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а па быстроту выполнения. Максимально быстрое выполнение упражнения— главный путь воспитания быстроты.

Продолжительность выполнения скоростных упражнений должна быть такой, чтобы не наступило утомление.

Как известно, важным условием при воспитании быстроты является оптимальное состояние возбудимости ЦНС, которое может быть достигнуто в том случае, если спортсмен не утомлен предшествующей деятельностью. Поэтому на занятиях скоростные упражнения надо применять сразу после разминки.

Благоприятные возможности для достижения максимальной эффективности специальных упражнений, развивающих быстроту, создаются при повторном методе занятий. Целесообразно выполнять упражнения комплекса в соревновательной и игровой формах.

Для воспитания спринтерских способностей могут успешно применяться разнообразные спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол, борьба за мяч), требующие нестандартных проявлений быстроты в постоянно меняющихся ситуациях. Кроме того, должны применяться упражнения с набивными мячами (2—5 кг), с грифом штанги (2—3 серии по 5—10 повторений), прыжки через 6—10 барьеров высотой 40—50 см, через набивные мячи, скамейки, прыжковые упражнения без отягощений и с небольшими отягощениями, прыжки в длину с укороченного разбега, упражнения с ядром (броски вперед и через голову и т. д.) и другие упражнения (табл. 41).

На этом этапе следует использовать бег на отрезках от 20 до 200 м с различной интенсивностью, а также специальные беговые упражнения. При этом следует помнить, что бег — одно из естественных движений человека и злоупотребление специальными упражнениями может вызвать нарушение основ правильной техники бега. Учитывая тот факт, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для овладения двигательными, навыками, необходимо создать запас разнообразных навыков и умений, с тем чтобы успешно совершенствовать технику в зрелом возрасте. Поэтому нужно применять не только спринтерские упражнения, но и разнообразные упражнения из арсенала барьерного бега, прыжков в длину. Применение таких тренировочных средств не только способствует созданию школы движений, основ техники, но и развивает физические качества юных спортсменов.

Общеизвестно важное значение правильного обучения уже на начальных этапах овладения спортивной техникой. Однако следует помнить, что формированию двигательных навыков должна предшествовать работа, направленная на развитие физических качеств, которые проявляются в этих навыках. Именно поэтому не следует торопиться с обучением технике низкого старта. Вначале юные спортсмены должны научиться высокому старту, умению быстро стартовать с максимальной скоростью под разнообразные команды. Постепенно подбираются такие упражнения, применение которых создает благоприятные условия для овладения рациональной техникой, снижает вероятность появления ошибок, обусловленных недостаточным уровнем физической подготовленности. Например: старт с ходьбы или медленного бега, старт с опорой на одну руку, низкий старт с опорой рук на высоте 30—40 см от беговой дорожки. Для лучшего усвоения стартовые упражнения вначале выполняются без команд, а затем следует применять разнообразные сигналы-раздражители. Это поможет лучше концентрировать внимание бегунов, настраиваться на быстрый ответ движением.

Большую пользу для улучшения старта представляют прыжки в длину с места, броски ядра или набивного мяча снизу вверх и т. п., т. е. упражнения, в основе которых лежит способность к ускорению.

На данном этапе следует уделять большое внимание исправлению грубых ошибок в технике бега юных спортсменов (разведение бедер, выхлестывание голени, откидывание туловища, неправильная работа рук, закрепощенный бег).

В годы начальной специализации необходима особая тщательность в соблюдении меры напряженности тренировочных нагрузок, так как в это время происходит интенсивный рост и формирование организма, что связано с активизацией естественных пластических, энергетических и регуляторных процессов и само по себе является для организма своего рода нагрузкой (Л. П. Матвеев, 1977). Преобладающей направленностью нагрузки за годы начальной специализации должно быть увеличение ее объема без форсирования общей интенсивности тренировки.

Программа соревнований на этом этапе должна отражать задачи тренировочного процесса и носить разносторонний, многоборный характер. Рекомендуются соревнования в прыжках в длину и тройным с места, десятикратном прыжке, прыжках в длину и в высоту с разбега, барьерном беге, беге 30 и 60 м (стартуя с высокого старта с опорой на одну руку и с низкого старта), беге 150, 200 и 300 м, эстафетном беге. При этом на различных соревнованиях следует изменять программу выступлений, включая в нее 3—5 видов.

Очень важно регулярно и правильно вести дневник тренировки. Это поможет более сознательно юным спортсменам относиться к учебно-тренировочному процессу. Кроме 3—4-разовых занятий в секции, уроков физкультуры юные спортсмены должны получать от тренера индивидуальные домашние задания, которые они могут выполнять в утренней зарядке. Периодизация тренировочного процесса юных спринтеров обусловлена особенностями учебы в общеобразовательной школе (сроками начала и окончания занятий, продолжительностью каникул и т. д.), календарем соревнований (табл. 42).

В табл. 43 даны примерные объемы основных тренировочных средств на этапе начальной спортивной специализации. Для контроля за ходом подготовки и своевременной коррекции тренировочных программ необходимо регулярно проводить тестирование юных спортсменов. В табл. 44 представлены основные контрольные нормативы (тесты) спринтеров второго года обучения в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.

Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В, Левченко.