Барьерный бег требует определенной подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена, достаточной силы, быстроты, подвижности в суставах с учетом специфики бега на различные дистанции. Это является одним из предварительных условий обучения технике вида. К упражнениям, развивающим группы мышц, которые непосредственно участвуют в барьерном беге, следует отнести упражнения, способствующие развитию мышц передней и задней поверхности бедра, голени, стопы, туловища. Особо необходимо выделить упражнения, увеличивающие степень подвижности в тазобедренных суставах. Недостаток подвижности в суставах приводит к появлению многих ошибок в технике. Развитие силы мышц, окружающих тазобедренный сустав, от которых зависит величина амплитуды движений и мощность усилий при преодолении барьеров, также составляет часть специальной подготовки барьериста. Средства такой подготовки — подводящие упражнения, которые можно выполнять на месте и в движении, с барьерами и без них.

Задача 1. Создать у занимающихся представление о правильной технике барьерного бега.

Средства. Наглядный пример бега барьериста высокой квалификации, показ видеозаписи, киносъемки с обязательной демонстрацией целостного бега, а не отдельных фиксированных его положений.

Методические указания. Преподаватель должен обратить внимание на самые важные моменты: высокую скорость и динамичность бега между барьерами, т. е. на шаговое движение через барьер, общую координацию движений.

Задача 2. Научить правильному переходу через барьер.

Средства. Специальные упражнения барьериста на месте (рис. 65) и в движении на дорожке.

1. Стоя на толчковой ноге перед барьером на расстоянии 30—40 см, поднять бедро маховой ноги до горизонтального положения, подняться на носок опорной ноги и, выпрямляя маховую ногу, опустить ее за барьер. Одновременно быстро перенести согнутую в колене толчковую ногу через барьер параллельно его планке и, сразу же выведя колено вперед, сделать шаг за барьером. 2. Пройти через 4—5 барьеров, удаленных друг от друга на 2—3 м, и выполнить это упражнение в ходьбе и беге с высоким подниманием бедра, перенося толчковую ногу через барьер, как и в первом упражнении. Высота барьеров подбирается индивидуально.

Методические указания. Следить за синхронностью действий маховой и толчковой ноги, за активным продвижением таза вперед. Акцентировать внимание на выполнении загребающего движения при опускании маховой ноги. Руки работают как при обычном беге.

При опускании маховой и выносе вперед толчковой ноги выводится вперед противоположная рука, согнутая так, чтобы локоть ее приблизился к колену толчковой ноги. Это действие приучает к правильному выносу вперед толчковой ноги и в то же время к сохранению наклона туловища.

Задача 3. Научить ритмичному бегу с барьерами.

Средства. Бег с барьерами в 3 шага при их сближенной расстановке —для бегунов на 110 и 100 м, в 5, 7, 10, 12 шагов — для бегунов на 400 м. 1. С 6—7 шагов разбега пробежать через 3—4 барьера. Высота барьера занижена, расстояние между барьерами подбирается индивидуально. 2. То же с 7—8 шагов разбега через 4—5 барьеров с постепенным их повышением до стандартной высоты и увеличением расстояния между ними.

Методические указания. Важно следить за тем, чтобы спортсмены не отталкивались близко к барьеру, не прыгали высоко через них, естественно соединяли пробегание через барьеры и бег между ними. Необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, уменьшая его для слабых и неуверенных спортсменов и увеличивая для более сильных и смелых.

Далее необходимо последовательно обращать их внимание на основные моменты техники: активный вход на барьер без раннего наклона туловища; полное выталкивание на барьер без раннего распрямления маховой ноги; недопустимость поспешного подтягивания толчковой ноги; непрерывность перехода в бег после схода с барьера без откидывания плеч назад; отсутствие прыжкообразного бега между барьерами.
Как только будут хорошо усвоены основы барьерного бега, почти все занятия надо проводить на высокой скорости.

Задача 4. Научить бегу со старта.

Средства. Бег с высокого и низкого старта через 2—3 барьера. Осваивается разбег при несколько сближенных расстояниях в 7—8 шагов — для бегунов на 110 и 100 м, в 21—24 шага — для бегунов на 400 м.

Методические указания. Чтобы не было близкого подхода к 1-му барьеру, рекомендуется положить отметку у места отталкивания и добиться убыстрения последних шагов перед отталкиванием (можно с помощью подсчета для ускорения темпа бега). С возрастанием скоростно-силовой подготовленности следует постепенно приблизиться к обычной линии старта.

Задача 5. Научить технике барьерного бега в целом и совершенствовать ее.

Средства. Разные варианты бега с барьерами на сокращенной, стандартной и увеличенной дистанциях. 1. Бег с низкого старта через 2—4 барьера на сближенном и нормальном расстоянии для отработки старта и стартового разбега. Высота барьеров может быть пониженной или стандартной. 2. Бег с высокого старта с 18—22 м разбега через 5—6 барьеров для освоения более быстрого стартового разбега и ритма на повышенной скорости (для бегунов на 110 и 100 м ). 3. Бег с высокого или низкого старта (13, 13, 72 м) через 7—12 барьеров нормальной или пониженной высоты с несколько приближенными последними барьерами для развития специальной выносливости (для бегунов на 110, 100 м). 4. Различные эстафеты с включением барьерного бега. 5. Групповые старты барьеристов. 6. Групповые старты барьеристов со спринтерами. 7. Участие в соревнованиях.

Методические указания. На каждом занятии следует выполнять специальные упражнения барьериста с целью более точной отработки деталей техники.

При обучении технике барьерного бега следует обратить внимание занимающихся на типичные ошибки (табл. 88).

Е. Е. Аракелян, Е. А. Разумовский, Л. А. Черенева.