Тренировка в беге на 110 и 100 метров с барьерами.

На этом этапе спортсмены постигают основы барьерного бега: технику преодоления отдельных препятствий, особенности бега между барьерами (в связи с отличиями его от гладкого бега), специфику ритма барьерного бега; осваивают целостную структуру соревновательного упражнения. Продолжительность этапа 3—4 года.

Основные задачи этапа: 1. Создание представления и стойкого интереса к специализации в барьерном беге. 2. Обучение основам техники преодоления барьеров и бега между барьерами. 3. Развитие скоростно-силовых качеств спортсменов. 4. Развитие ловкости, гибкости и координации движений.

Используется большое количество упражнений с барьерами: на месте, в ходьбе, беге. Развитие физических качеств осуществляется в структуре соревновательного упражнения, т. е. определенная часть тренировочных упражнений включает элементы барьерного бега (здесь применяется методический принцип: «обучаться тренируясь и тренироваться обучаясь»).

На этом этапе большое внимание уделяется повышению уровня скоростных возможностей и скоростно-силовых качеств спортсменов.

Продолжается работа по расширению диапазона двигательных способностей барьеристов (на общефизическую подготовку на этом этапе обычно отводится в начале этапа до 70—80% от общего объема тренировочной работы и в конце — 40—50%).

На этом этапе закладываются основы школы барьерного бега, являющейся фундаментом дальнейшей специализации.

Основные тренировочные средства: пробегание отрезков дистанции с 3—5 барьерами, к концу этапа — с 6—8; изредка пробегание и полной дистанции (10 барьеров при сближенной расстановке), но выполняется это главным образом для контроля тренировочного процесса и в соревнованиях; 5—7 повторений тренировочных дистанций в одном занятии в начале и 8—10 к концу этапа подготовки, что обеспечивает барьеристу необходимую технику бега и развитие специальных качеств. Большее число повторений тренировочных отрезков в одном занятии, как правило, ведет к снижению скорости бега и точности движений, нарушает координацию двигательных действий барьеристов, и, следовательно, продолжать далее специальную тренировку нецелесообразно. Две тренировки с барьерами, преодолеваемыми в 3 шага в неделю (в сумме по 25—30 барьеров), и одна тренировка на более коротких отрезках (в сумме 10—15 барьеров) достаточны для воспитания у спортсменов необходимых специальных физических и технических качеств параллельно с развитием других. Суммарное количество барьеров, преодолеваемых спортсменами в 3 шага за неделю, месяц, год тренировочной работы, дано в табл. 89.

Эти параметры тренировочной работы с барьерами на начальном этапе специализации обеспечивают высокую степень овладения школой барьерного бега, достаточный уровень технической подготовленности и, главное, необходимую физическую базу для повышения в последующие годы объема тренировочной работы и достижений на этой основе высоких спортивных результатов. Общий объем нагрузки и динамика тренировочных средств на разных этапах годичного цикла подготовки барьеристов даны в табл. 90.

Эффективность подготовки будущих барьеристов на этапе начальной специализации можно оценить по выполнению контрольных нормативов (табл. 91).

Е. Е. Аракелян, Е. А. Разумовский, Л. А. Черенева.