Тренировка в беге на 400 метров с барьерами.

На этапе начальной специализации бегунов на 400 м с барьерами решаются следующие задачи: 1. Формирование у занимающихся представления о барьерном беге на 400 м. 2. Освоение целостной структуры (и отдельных ее элементов) соревновательного упражнения. 3. Обучение обязательному преодолению барьеров с разных ног. 4. Ознакомление со спецификой ритма бега с барьерами, умение преодолевать межбарьерные расстояния разным количеством шагов. 5. Умение распределять усилия в беге по дистанции.

Таким образом, формируется школа барьерного бега, которая является фундаментом дальнейшей подготовки спортсменов.

На этапе начальной специализации барьеристов продолжается работа по повышению уровня атлетической подготовленности, расширению диапазона двигательных способностей бегунов, которая осуществляется в структуре соревновательного упражнения (целостного и по элементам). Соотношение тренировочной работы общефизического характера и специального (по овладению «школой» бега на 400 м с барьерами) в начале этапа составляет 70—80 и 20—30% соответственно; в конце этапа начальной специализации на общефизическую работу отводится до 40—50% от общего объема тренировочной работы, остальное время — тренировке специализированного характера.

Содержание специальных тренировочных средств бегунов на 400 м с барьерами на этом этапе практически не отличается от содержания средств тренировки бегунов на короткие барьерные дистанции (в тренировке преобладают отрезки дистанции с 3—5 барьерами, к концу этапа — с 6—7 барьерами).

Изменяется несколько (по сравнению с бегунами на 100 и 110 м с барьерами) структура тренировочных средств барьеристов на 400 м: примерно 1/3 (в начале этапа) и до 1/2 (в конце) от общего количества барьеров преодолеваются в структуре бега на 400 м (т. е. при высоте барьеров 91,4 и 76,2 см), межбарьерные расстояния пробегаются различным количеством шагов (в 10—18 шагов, в зависимости от индивидуальных способностей барьеристов). Тем самым формируется и совершенствуется соответствующий ритм бега на 400 м с барьерами, техника преодоления препятствий с разных ног. В табл. 97 дано суммарное количество барьеров, преодолеваемых бегунами, на 400 м в различные периоды подготовки.

Специальная тренировочная работа на этапе начальной специализации в достаточной мере формирует у начинающих барьеристов стойкий интерес к бегу на 400 м, обеспечивает высокую степень овладения школой барьерного бега, развития необходимых физических качеств барьеристов и их технической подготовленности. В комплексе это создает «физико-техническую» базу для дальнейшего спортивного совершенствования. В табл. 98 показан объем тренировочной и соревновательной нагрузок бегунов на 400 м на этапе начальной специализации (данные ориентированы на конец этапа). Контролем за подготовкой юных бегунов на 400 м с барьерами на этом этапе могут служить модельные характеристики бегунов на 110 и 100 м с барьерами (см. табл. 96).

Е. Е. Аракелян, Е. А. Разумовский, Л. А. Черенева.