Для того чтобы функциональные возможности организма спортсмена развивались в нужном (запланированном) направлении, необходимо учитывать не только воздействие отдельных упражнений, но и условия (режим) чередования упражнений с отдыхом и величину нагрузки — силу воздействия на организм спортсмена тренировочных уроков и циклов.
Как показали исследования, проведенные Ю. В. Фольбортом, М. В. Лейником, Н. В. Зимниным, В. С. Фарфелем, Н. Н. Яковлевым, М. Я. Горкиным, а затем практические выводы из тренировки спортсменов, сделанные В. Петровским, В. Сиренко, Н. Леоненко, Б. Юшко, В. Коробченко, В. Стадниковым, после утомительных упражнений наблюдаются четыре стадии отдыха, каждая из которых отличается особым соотношением качественных показателей мышечной работоспособности: мышечной силы, быстроты, выносливости, координации. В первой стадии отдыха после утомительных упражнений (в процессе выполнения которых работоспособность снижается) все показатели мышечной работоспособности находятся на уровне ниже исходного. Чем утомительной упражнение, тем ниже сразу после его окончания уровень работоспособности. Во второй стадии мышечная сила и быстрота движений выше, а выносливость ниже исходного уровня. В третьей стадии все показатели работоспособности находятся на уровне несколько выше исходного. В четвертой стадии мышечная сила и быстрота движений находятся на уровне ниже, а выносливость выше исходного уровня.
После неутомительной тренировки (бег 30 — 50м) первая стадия отдыха не наблюдается. Сразу после окончания упражнения следует вторая, третья и четвертая стадии отдыха, после чего работоспособность возвращается к исходному уровню.
В зависимости от того, в какой стадии отдыха повторяется каждое последующее упражнение, в занятии выделяют четыре режима — А, В, Д, Е, для каждого из которых характерно особое изменение работоспособности и функциональные сдвиги в организме спортсмена*.
Режим А, при котором каждое последующее упражнение выполняется в первой стадии отдыха, приводит к снижению всех показателей работоспособности от упражнения к упражнению.
Режим В, при котором каждое последующее упражнение выполняется во второй стадии отдыха, приводит к повышению мышечной силы, быстроты и координации движений, но к снижению выносливости. Поддержать такой режим удается только на протяжении 3 — 4 повторений упражнений (В. Петровский, В. Сиренко, Н. И. Волков), Поэтому, когда на протяжении всего занятия необходимо поддерживать такой режим, следует пользоваться серийным методом повторения упражнений. Серии из 3 — 4 повторений чередовать с более длительными интервалами отдыха.
Режим Д, при котором каждое упражнение повторяется в третьей стадии отдыха, приводит к поддержанию на одном уровне или некоторому повышению всех показателей работоспособности в процессе занятий,
Режим Е практического тренирующего значения не имеет.
Длительное повторение занятий с режимом А приводит к развитию общей и скоростной выносливости (В. Петровский)**. Скорость бега при длительном повторении занятий с таким режимом остается на исходном уровне или даже снижается. Повторение занятий с режимом В приводит к повышению быстроты и скорости бега. Скоростная выносливость остается на исходном уровне или снижается. Занятия с режимом Д имеют наименьшее тренирующее значение. При повторении таких занятий несколько повышается скорость реакции и бега, а скоростная выносливость снижается. Занятия с таким режимом можно рассматривать как поддерживающие.
Как показали специальные исследования (М. Горкин, В. Петровский, Б. Юшко, В. Коробченко), описанные выше стадии отдыха наблюдаются не только после отдельных упражнений, но и после тренировочных занятий. После тренировки с режимом А наблюдаются все четыре стадии отдыха. При этом стадия сверхисходной работоспособности наступает при оптимальной величине тренировочной нагрузки через 20 — 24 часа после занятий и удерживается на протяжении 6 — 10 часов.
После неутомительной тренировки с режимом В наблюдается состояние повышенной работоспособности, которое удерживается. постепенно снижаясь, на протяжении 24 — 30 часов.
Существенное влияние на изменение работоспособности в занятии и характер восстановительного периода оказывает величина нагрузки, которая для каждого режима регулируется количеством повторений упражнений. Так, при большом количестве повторений упражнений в занятии с режимом А развивается значительное утомление. Это приводит к затягиванию во времени восстановительных процессов.
Снизившиеся в ходе занятий показатели работоспособности не возвращаются к исходному уровню через 48, 72 и даже большее количество часов. Длительное повторение таких занятий может привести к переутомлению, снижению общей работоспособности и даже болезни. Большое количество упражнений или серий в занятии с режимом В приводит к тому, что режим В переходит в режим А и эффективность, характерная для занятий с режимом В, снижается.
Как показали исследования, при соблюдении постоянства некоторых условий (координационная структура, интенсивность и длительность упражнений, чередование их с отдыхом) однотипные тренировочные занятия вызывают сходные функциональные изменения в организме спортсмена, которые влекут за собой сходные изменения в восстановительном периоде. Поэтому тренировочные занятия типа А, В, Д можно рассматривать как модели (образцы) тренирующих воздействий, влияние которых заранее известно по трем показателям: изменение работоспособности в занятии, характер восстановительного периода после занятия, кумулятивный тренировочный эффект. Это дает возможность тренеру не только отбирать наиболее подходящую для каждого случая модель, но и располагать их в наилучшей последовательности для решения педагогических задач недельного тренировочного цикла, сообразуясь с особенностями восстановительного периода после каждого занятия. Такой подход обеспечивает точность тренирующего воздействия, а следовательно, повышает управляемость тренировочным процессом.
Приводим примерное содержание моделей в тренировочном процессе.
Модель В тренировочного занятия, имеющего целью развитие скорости бега. Разминка (общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения). Бег с ускорением 3 — 4 раза по 80 — 100 м (первая серия). Бег с низкого старта на 30 м с умеренной скоростью и задачей совершенствования техники 3 — 5 раз (вторая серия). Бег с низкого старта по команде с околопредельной скоростью на 30 м 3 — 4 раза (третья серия).
Бег с низкого старта по команде с околопредельной скоростью на 60 м 2 — 4 раза (четвертая серия). Пробегание с ходу 30 м с околопредельной скоростью — 2 — 3 раза (пятая серия). После отдыха 4 — 6 мин. медленный бег 400 м. Отдых между сериями 6 — 8 мин.
В зависимости от периода тренировки и уровня подготовленности спортсмена количество пробежек в серии и количество серий может уменьшаться. Если частота пульса к концу отдыха между сериями (к концу 5-й мин, отдыха) удерживается на уровне выше 120 уд/мин, можно считать, что нагрузка для данного спортсмена слишком велика. Необходимо уменьшить количество пробежек в сериях или количество серий.
Модель А тренировочного занятия, имеющего целью развитие скоростной выносливости.
Разминка (общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения). Ускорения 3 — 5 раз по 100 — 120 м (первая серия). Бег с низкого старта на 30 м с умеренной скоростью и задачей совершенствования элементов техники 4 — 5 раз (вторая серия). Бег с низкого старта по команде на 30 м с околопредельной скоростью 3 — 4 раза. Отдых между пробежками 1 — 2 мин. (третья серия). Бег с низкого старта по команде на 60 м 3 — 4 раза с околопредельной скоростью. Отдых между пробежками 2 — 3 мин. (четвертая серия). Повторный бег с ходу или низкого старта на 60 или 100 м со скоростью 70 — 90 от максимальной (2 — 3 раза). Отдых между пробежками 2 — 4 мин. (пятая серия). После отдыха 4 — 6 мин. — медленный бег 400 — 600 м. Отдых между сериями целесообразно регулировать по пульсу, начиная следующую серию после возвращения частоты пульса к 100 — 110 уд/мин. Если частота пульса после серии удерживается более 5 — 6 мин. на уровне выше 120 уд/мин, это служит указателем на слишком большую нагрузку или плохое состояние здоровья спортсмена. Показателем оптимальной величины нагрузки в уроке может служить частота пульса на следующее утро и хорошая работоспособность и готовность повторять тренировку через 24 часа после предыдущего урока.
Приведенная в моделях дозировка (количество повторений в серии и серий в занятии) рассчитана на конец подготовительного, начало соревновательного периодов для хорошо подготовленных спортсменов.
Модели А, В, Д следует применять тогда, когда поставлены задачи ускоренного и максимального развития определенного качества, например скорости бега в период вхождения в спортивную форму. Однако применять их следует не более 2 — 4 раз в недельном цикле на протяжении 2 — 3-недельных циклов, после чего должен следовать недельный цикл другого содержания. В остальные дни тренировок следует применять смешанные режимы, что обеспечивает разностороннее развитие организма.

* Петровский В. Чередование работы и отдыха в спортивной тренировке. Киев. Укрмедиздат, 1959.
** Петровский В. О физиологических основах рационального режима чередования упражнений и отдыха в спортивной тренировке. Автореф. дисс., Киев, 1960.

В.В Петровский, Г.И. Чевычалов