Одна из основных тенденций повышения эффективности тренировочного процесса заключается в его интенсификации, т. е. увеличении доли тренировочных средств, близких по режиму выполнения к основному соревновательному действию. Для спринтеров таким средством является бег на отрезках со скоростью, близкой к соревновательной. Однако выполнение такой интенсивной и в то же время монотонной тренировочной нагрузки вызывает у спортсмена значительное физическое и психологическое утомление. Кроме того, постоянное выполнение бега с максимальной и субмаксимальной скоростью вызывает стабилизацию характеристик движения, что со временем становится тормозом для перехода на новый, более высокий, уровень скорости.

Эти два момента можно считать основанием для использования в тренировочном процессе метода вариативности тренировочных воздействий. Конкретно для спринтеров это проявляется в использовании бега в затрудненных и облегченных условиях, включая сочетание этих режимов друг с другом, а также с бегом в естественных условиях.
Нами в качестве средства, создающего сопротивление, был использован тормозной парашют, разработанный сотрудником ВНИИФКа В. С. Ивановым и первоначально опробованный в конькобежном спорте.
Какие же преимущества имеет парашют перед другими средствами?
Парашют создает постоянную силу сопротивления, направленную горизонтально и приложенную к месту, близкому к общему центру тяжести тела (если спортсмен тянет автомобильную покрышку, то возникает составляющая сила, направленная вертикально вниз).
Парашют можно использовать при беге не только по прямой, но и по повороту (технические средства, создающие сопротивление, можно использовать только в беге по прямой).
Парашют прост в изготовлении, легок и занимает немного места.
Тормозной парашют представляет собой купол определенного диаметра, который несколькими стропами прикрепляется к поясу, который одет на спортсмена. Площадь купола может быть различной. Мы пробовали парашюты площадью от 1 до 3 кв. м. По нашим данным, тормозной парашют площадью 1 кв. м при беге со скоростью 9 — 10 м/с создает тормозное сопротивление около 4 — 5 кг (максимальное значение). А два парашюта по 1 кв. м вместе — около 9 — 10 кг, Таким образом, величину сопротивления мы варьировали в пределах от 7 до 14 — 15 % от веса тела спортсмена.
Тормозные парашюты были нами опробованы при тренировке в двух режимах: для развития скорости (максимальной и стартовой) и скоростной выносливости.
Для развития максимальной скорости проводилась тренировка в беге с высокого старта на отрезках 80—100 м (число повторений 5—6, интервалы отдыха 6—8 мин). Увеличение длины дистанции (в классическом варианте для развития максимальной скорости используются отрезки до 60 м) связано с тем, что с парашютом спортсмен начинает бег с высокого старта и разгоняется не максимально быстро, а, скажем так, в режиме контролируемой скорости, чтобы иметь возможность найти эффективную манеру бега в режиме сопротивления. На это уходит примерно 20 — 30 м. Поэтому собственно рабочая длина дистанции и составляет 50—60 м.
Учитывая тот факт, что наличие парашюта вносит изменения в технику бега, мы проводили тренировку только в сочетании бега с парашютом и без. Было опробовано три варианта сочетаний:
Вариант 1. Три пробежки выполняются с парашютом, следующие две-три — без парашюта;
Вариант 2. Пробежки с парашютом и без чередуются;
Вариант 3. Спортсмен отстегивает парашют примерно на середине дистанции и продолжает бег без него.
В итоге мы остановились на последнем варианте, как самом эффективном. Каковы его преимущества? Первое и самое главное, как нам представляется, это наиболее близкое (во времени) сочетание двух режимов. В этом случае спортсмен «помнит» ощущения бега с парашютом (это в первую очередь мощность отталкивания и направленность усилий) и, отстегнув парашют, реализует их в обычном беге. А второе — это субъективный момент. Когда спортсмен отстегивает парашют, у него появляется ощущение легкости м свободы движений, возможности, по словам спортсменов, «чаще перебирать ногами», т. е. увеличить частоту движений, а это очень важный компонент развития скорости.
Для развития стартовой скорости использовался бег с низкого старта с парашютом. В исходном положении спортсмен становился в стартовые колодки, а парашют, пристегнутый к поясу, клал сбоку от себя. Под выстрел (или без команды) спортсмен стартовал максимально быстро. Примерно к 10 м (т. е. когда скорость достигает 80 — 85 % от максимальной) парашют раскрывался и спортсмен продолжал бег уже с сопротивлением. Длина дистанции — 30 — 50 м; общий объем бега за тренировку — от 300 до 450 м; отдых между повторениями — 3 — 4 мин. Если тренировка дробилась на 2 — 3 серии, то отдых между сериями — 5 — 6 мин.
Развитие скоростной выносливости возможно за счет двух вариантов воздействия: во-первых, за счет сокращения интервалов отдыха, во-вторых, за счет увеличения длины дистанции.
В первом случае тренировочное занятие проводилось на отрезках 80 — 100 м (так же, как и для развития максимальной скорости), но с интервалами отдыха, сокращенными до 3 — 4 мин. Эта работа выполнялась серийно: 3 — 4 х 80 — 100 м через 3 — 4 мин отдыха, и затем еще такая же серия. Отдых между сериями — 8 — 10 мин.
Изучая вопрос о выборе длины дистанции мы опытным путем пришли к тому, что оптимальная ее длина — 150 м. В этом случае спортсмен был способен выполнить тренировку из 5 — 6 пробежек со скоростью 90% от максимальной и выше. Отрезок длиной 200 — 250 м уже после первого пробегания вызывал состояние сильного утомления м спортсмен не мог продолжать тренировку.
Большой диапазон возможностей заключен здесь опять же в комбинациях бега с парашютом и без него. В марте, когда тренировка в беге на длинных отрезках направлена в значительной степени на развитие силовой выносливости, использовался в основном бег с парашютом. Тренировочное занятие строилось так: 4 — 6 х 150 м с двумя парашютами (по 1 кв. м) через 8 — 10 мин отдыха + 1 х 150 м без парашютов. Время бега с парашютами должно было быть на 0,7 — 0,8 с хуже, чем без парашютов (если спортсмену планировалось в последней пробежке без парашютов показать результат 17,0, то в предыдущих пробежках с парашютами его время должно было быть 17,7.
В апреле, по мере увеличения скорости пробегаемых отрезков, следует уменьшать величину тормозящего воздействия. Тренировочное занятие выглядело следующим образом: 2 х 150 м с двумя парашютами; 2 х 150 м с одним парашютом;1 — 2 х 150 м без парашютов.
Интервал отдыха — 8 — 10 мин., время в первых двух пробежках на 0,7 — 0,8 с, а во вторых двух на 0,3 — 0,4 с хуже, чем в беге без парашютов.
Ну и, наконец, в мае и далее мы опять использовали вариант бега с отстегиванием парашюта на последних 50 м. 150-метровой дистанции.
Тренировка выглядела следующим образом: 1 х 150 м с двумя парашютами; 1 — 2 х 150 м с одним парашютом; 2 х 150 м с отстегиванием; 1 х 150 м без парашюта.
Предложенные варианты применения тормозных парашютов ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. По мере эксплуатации данного тренировочного средства у тренеров и спортсменов наверняка возникнут новые находки и изобретения. Мы надеемся, что изложенный материал поможет им сделать это быстрее.

В. БРЕЙЗЕР, кандидат педагогических наук, ВНИИФК
Б. ТАБАЧНИК, кандидат педагогических наук, старший тренер экспериментальной группы сборной команды СССР по спринтерскому бегу
В. ИВАНОВ, кандидат биологических наук, ВНИИФК

Журнал “Легкая атлетика” №10, 1988 год.