Зрители, присутствовавшие 6 июля 1986 г. на стадионе в Лужниках, где проводились соревнования Игр доброй воли, явились свидетелями захватывающей борьбы а беге на 100 м между выдающимися спортсменками Х. Дрехслер (ГДР) и Э. Эшфорд (США), которые на финише имели одинаковый результат 10,91. Богатый спортивный опыт помог американской спортсменке выйти победительницей в этих соревнованиях. Э. Эшфорд (родилась 15.04.1957 г., рост 165 см, масса 52 кг) всерьез заниматься спринтом начала в 18 лет. Почти 10 лет специализации в беге на короткие дистанции потребовалось спортсменке, чтобы 28 августа 1984 г. на стадионе Цюриха установить мировой рекорд в беге на 100 м — 10,76.

30 мая 1985 г. а семье Э. Эшфорд и известного американского баскетболиста Р. Вашингтона родилась дочь Райна, а в 1986 г. Эвелин вновь выходит в лидеры мирового спринта, практически не проигрывая ни одного ответственного старта.
Лучшие результаты Э. Эшфорд в беге на 400 м — 51,08, на 800 м — 2.13,07. В беге с хода на 100 м ее лучший результат 9,77 показан а финале Олимпиады-84, где спортсменка выступала на последнем этапе эстафеты 4 х 100 м.
Без сомнения, все это дает основание считать Э. Эшфорд фаворитом номер один на предстоящем чемпионате мира в Риме, тем более что счет побед в очных поединках с М. Гёр 4 : 3 а пользу американской спортсменки.
Прежде, чем перейти к анализу кинограммы бега, хотелось бы остановиться на основных методологических взглядах ее тренера — П. Конноли, который уже более 12 лет работает с Эвелин. Очевидно, что основные принципы в организации тренировки этого тренера, сумевшего довести свою ученицу до мирового рекорда, представляют интерес.
П. Конноли разбивает годовой цикл подготовки спортсменов на пять примерно равных периодов продолжительностью от шести до восьми недель. В каждом периоде решаются задачи, основную направленность которых американский тренер выразил в следующей последовательности: 1. Выносливость. 2. Сила. 3. Скоростная выносливость. 4. Скорость. 5. Активный отдых. Не вдаваясь в подробности содержания отдельных периодов тренировки и специфических тренировочных средств, остановимся вкратце на тех компонентах подготовки Э. Эшфорд, которые прямо или косвенно формируют технику бега. Это прежде всего специализированная силовая подготовка, которой отводится значительное время в любом периоде тренировки.
«Я всегда начинаю подготовку спринтера с его стоп — отмечает П. Конноли, — так как многие спринтеры не достигают своего потенциала именно из-за слабости стопы».
В целях укрепления мышц стопы и голени в начальном периоде подготовки много тренировок проводится на песке. Хотелось бы отметить, что проводить такие тренировки желательно в обуви с эластичной подошвой или босиком; в этом случае значительная часть нагрузки ложится на собственные мышцы стопы, которые играют очень важную роль в формировании техники спринтерского бега. Еще одну важную деталь в скоростно-силовой подготовке Э. Эшфорд хотелось бы подчеркнуть. «Мы очень много работаем на лестнице,— отмечает наставник спортсменки,— делаем прыжки вверх и вниз». Необходимо остановиться на последнем упражнении. Дело в том, что в спринтерском беге эффективная организация амортизационной фазы является решающим фактором динамической структуры фазы опоры, поэтому упражнения, в которых акцентируется фаза амортизации, должны быть представлены в подготовке спринтеров в значительной мере.
Отметим и еще одну деталь тренировочной программы П. Конноли. Американский тренер очень много внимания уделяет упражнениям на гибкость. Например, в силовом цикле и цикле скоростной выносливости таким упражнениям уделяется одна пятая часть всего тренировочного времени, а при активном отдыхе — ровно одна четверть. Например, о 3-м цикле П. Конноли говорит так: «В это время мы делаем огромное количество упражнений на растяжение, растяжение, растяжение…»
На приведенной кинограмме спортсменка находится примерно на 70-м метре дистанции в забеге, где ей удалось показать результат 10,91 с. Основные кинематические характеристики техники бега спортсменки приведены на диаграмме.
Обращает на себя внимание явная ассиметрия движения ног спортсменки, которая у квалифицированных бегунов на короткие дистанции в такой форме практически не встречается. Интересно, что длина шагов как с правой, так и с левой ноги практически одинакова, однако временные параметры шага имеют существенные отличия.
Анализ киноматериалов показал, что угол отталкивания с обеих ног (кадры 3 и 8) примерно одинаков и составляет 64 — 65°, примерно равны и углы постановки ноги на опору (кадры 6 и 12), составляющие соответственно 70 — 71°, однако углы сведения бедер при постановке ноги существенно отличны. При постановке правой ноги (кадр 6) он составляет 23 — 25°, а левой (кадр 12) — 33 — 35°. Можно сказать, что левая нога более активна и в опоре, длительность которой составляет 0,90 с и в баллистике маха, где спортсменка успевает продвинуть ногу дальше к моменту постановки правой ноги на опору. Проявление такой ассиметрии скорее всего можно объяснить какой-либо травмой, полученной спортсменкой. Возможно, это следствие той травмы, свидетелями которой мы были, наблюдая выступления Э. Эшфорд на I чемпионате мира в Хельсинки. Необходимо отметить, что вопрос ассиметрии в циклических упражнениях пока еще недостаточно изучен, и хорошо это или плохо — сказать пока трудно.
Следует особенно подчеркнуть, что при всей оригинальности техники бега американская спортсменка в главном элементе — отталкивании близка к идеалу. Положение, которое мы видим в кадре 7, свидетельствует о высочайшем уровне скоростной-силовой подготовки. Высокое положение пятки над поверхностью дорожки позволяет производить отталкивание в очень короткий промежуток времени (0,90 с), чего, кстати, не могут достигнуть некоторые мужчины. Без сомнения, все это является результатом целенаправленной и правильно организованной скоростно-силовой подготовки.

В. Мансветов, кандидат педагогических наук
Э. Озолин, заслуженный мастер спорта кандидат педагогических наук
Кинограмма: В. Папанов, тренер ЦСК профсоюзов

Журнал “Легкая атлетика” №3, 1987 год.